БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


Развитие автомобилестроения привело к появлению на транспортных средствах большого количества систем, функционирование которых невозможно без управляющей электроники от различных производителей.

Естественно у потребителя возникает ряд вопросов:

  • Что делать в рейсе, если загорелась красная лампа неисправности EDC двигателя? ABS/ASR? ECAS?!
  • Где искать сервисную станцию и будет ли там необходимая аппаратура для диагностики?
  • Сколько надо будет заплатить за диагностику (определение неисправности), например, EDC двигателя с применением KTS фирмы Bosch? Будет ли приемлимой названная сумма?
  • Можно ли самостоятельно провести диагностику электронных систем в случае возникновения неисправности в рейсе и определить вид и место возникшей неисправности?
  • Как самостоятельно стереть ошибки из памяти электронных блоков после устранения неисправностей не обращаясь на СТО?
  • ...и т.д.

 

 

 

 

Самое оптимальное решение - Бортовая Система Контроля и Диагностики (БСКД). 
 
БСКД разработана в тесном сотрудничестве с МАЗ и обладает всей функциональностью современных бортовых компьютеров, устанавливаемых на грузовиках таких известных марок как Volvo, MAN, Mercedes, Scania, DAF, Iveco и др.

Преимущества применения:

БСКД предназначена для регистрации и отображения эксплуатационных параметров работы транспортных средств (ТС), а также для проведения диагностики электронных блоков управления (ЭБУ) ТС по CAN шине и интерфейсу ISO 9141.

В основном, БСКД штатно устанавливается на автомобили на заводах-производителях техники, но благодаря своему конструктивному исполнению и согласованию применяемости с ОАО МАЗ, МАЗ-MAN и др., ее можно с успехом устанавливать и применять непосредственно в автотранспортных предприятиях.

Выполняя функции бортового маршрутного компьютера, БСКД позволяет водителю оптимизировать загрузку и правильно управлять автомобилем, а предприятию таким образом снизить затраты на топливо и в целом на эксплуатацию ТС.

Поскольку БСКД вобрала в себя все лучшие возможности системы СКРТ, то и функции контроля топлива в ней реализованы в полном объеме.


Технические характеристики БСКД

Напряжение питания 10 - 32 В, защита до 100В
Рабочая температура от - 40 до + 60 °С
Ток потребления < 200 мА
Степень защиты IP 40
Объем памяти даталоггера 690 часов при периоде регистрации 60 сек.
Период регистрации от 5 до 300 сек.
Цифровые интерфейсы CAN 2B, ISO 9141, RS 232
Габариты 102х72х34
ЖКИ-экран 128*64, монохромный с подсветкой


БСКД отображает и регистрирует в памяти следующие параметры, счетчики, события:

  • Расход топлива
  • Уровень топлива в баке
  • Объем и время заправок, сливов из бака
  • Температура двигателя
  • Давление масла
  • Температура наружного воздуха
  • Температура в салоне (кабине)
  • Включение блокировки межосевого и межколесного дифференциала
  • Время движения
  • Время простоя
  • Скорость
  • Обороты двигателя
  • Моточасы
  • Время работы двигателя
  • Напряжение бортовой сети
  • Пройденный путь
  • Осевая нагрузка
  • ...всего более 50 параметров эксплуатации и более 100 видов неисправностей

Даталоггер

 

В составе БСКД имеется функциональный модуль регистрации параметров движения ТС (Регистратор параметров), предназначенный для записи и хранения значений Параметров.

Параметры записываются в даталоггер один раз за Период регистрации. Период регистрации составляет от 5 до 300 секунд, заводская настройка – 60 секунд. В течение Периода регистрации БСКД рассчитывает среднее значение Параметра и в память записывается усредненное значение. Объем памяти Регистратора параметров рассчитан на 690 часов непрерывной работы (при периоде регистрации 60 с).

В составе БСКД имеется также функциональный модуль регистрации Cобытий и Кодов неисправностей (Регистратор событий), который предназначен для записи и хранения Событий в течение Рейса и Кодов возникших неисправностей.Объем памяти Регистратора событий рассчитан на запись не менее 256 событий.События подразделяются на три категории: экстренные, важные, информационные.

Регистраторы параметров и событий организованы по кольцевому принципу. При заполнении памяти новые данные пишутся «поверх» самых старых.

Наличие в БСКД стандартного интерфейса RS-232 и специального ПО позволяет считать и передавать данные Регистраторов, в том числе через GPRS, для дальнейшего анализа на ПК. Это в значительной степени дополняет информацию, получаемую со штатного тахографа, и обеспечивает владельцу автомобиля возможность контроля соблюдения водителем техпроцесса выполняемых работ и большую экономию при эксплуатации ТС.

 


Датчики

 

Создавая БСКД, мы учли то, что устанавливаться она будет на автомобилях отечественного производства. Поэтому еще одной отличительной чертой БСКД является наличие большого числа входов для подключения самых обычных штатных датчиков транспортного средства.

Высокоомные входы БСКД не оказывают влияния на работу штатных датчиков машины, что подтверждено проведенными испытаниями в специализированных лабораториях.

 

Перечень подключаемых датчиков

Вход Подключаемый датчик
Обороты Клемма "W" генератора или датчик оборотов двигателя
Скорость Датчик скорости или клемма "B7" тахографа
Бак Датчик уровня топлива в баке
Напряжение Напряжение бортовой сети до ключа зажигания
Давление Датчик давления масла
Температура двигателя Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя
Температура вне салона Датчик температуры
Температура в салоне Датчик температуры
Нагрузка Датчик нагрузки на ось
Подсветка Включение/ выключение подсветки
Дверь Открытие/ закрытие двери
Блокировка дифференциала Включение/выключение блокировки дифференциала

Диагностика

 

Впервые для отечественных грузовиков!

Обладая возможностью обмениваться с бортовыми ЭБУ по интерфейсам ISO 9141 и SAE J1939, наша бортовая система контроля и диагностики обеспечивает диагностику установленных на ТС электронных систем и расшифровку имеющихся кодов неисправностей машины.

Информация выдается на экран БСКД в удобном и наглядном виде. Расшифровку кода неисправности можно прочитать на русском или английском языке.

Поддержка протоколов ISO 9141 и SAE J1939 позволяет БСКД получать коды ошибок с различных ЭБУ как отечественного, так и зарубежного производства.

С применением БСКД проведение диагностики становится доступным водителю! Дополнительно к информационному дисплею БСКД имеет светодиодные индикаторы, с помощью которых водитель будет своевременно проинформирован о характере возникшей неисправности (можно ли продолжать движение) на его автомобиле.

БСКД шагнула дальше своих конкурентов. В своем составе она содержит уникальный диагностический модуль, равный по своим возможностям современным профессиональным тестерам и компьютерным диагностическим средствам электронных систем различных производителей.

Больше нет необходимости обращаться на специализированную диагностическую станцию!

Диагностируемые БСКД электронные блоки и системы управления

Электронные блоки Системы управления
1. Bosch MS 5.5 ЭСУ двигателей:
MAN D2866 LF25 (Евро-3)
2. Bosch EDC 7 UC31 ЯМЗ-650 (Евро-3), ММЗ Д-245Е3
ММЗ Д-260Е3, ММЗ Д-261/263Е3
ЯМЗ-651, ЯМЗ-536 (Евро-4)
3. Siemens EMS2 Deutz TCD 2013 L04/06 (Евро-4)
4. Mercedes ADM - MR Mercedes OM501LAXX (Евро-3,4,5)
5. Bosch EDC 7 0281020067 MAN D2066LFXX (Евро-3,4,5)
MAN D0866LFXX (Евро-3,4,5)
6. Wabco 446 004 416 0
7. Wabco 446 004 428 0
ЭСУ тормозов:
ABS/ASR (Версия D)
8. Wabco 446 004 310 0
9. Wabco 446 004 324 0
10. Wabco 446 004 630 0
ABS (Версия BASIC)
ABS/ASR (Версия Е)
11. ОАО "Экран" ЭБК АДЮИ.463633.016-03
12. ОАО "Экран" ЭБК АДЮИ.463633.016-04
АБС (Аналог версии BASIC)
АБС/ПБС (Аналог версии Е)
13. Wabco 446 055 301 0
14. Wabco 446 055 402 0
15. ОАО "Экран" БУП АДЮИ.452925.002
ЭСУ пневмоподвески:
ECAS (6x2)
ЭСУПП (4х2, 6х4)



Подробнее (сервисный комплект БСКДруководство по эксплуатации БСКД)

 


CAN шина

 

На большинстве современных автомобилей, тракторов и других мобильных машин информационный обмен между системами управления узлами и агрегатами – двигателем, КПП, панелью приборов происходит в цифровом виде. Для этого узлы соединены между собой физически - специальным кабелями и логически - стандартными протоколами. Сочетание кабелей и протоколов и есть бортовая CAN шина.

 

В CAN шине есть много полезной информации для контроля параметров работы машины, в частности, информация о текущем расходе топлива, уровне топлива в баке, скорости движения и т.д. Таким образом, если бортовая система контроля и диагностики подключена к CAN шине, необходимость в некоторых дополнительных датчиках (например расхода и оборотов двигателя) отпадает. Информация о расходе топлива и оборотах двигателя поступает в CAN из контроллера двигателя и поэтому может иметь несколько большую погрешность (около 5%), чем при измерении с помощью датчика расхода топлива. Информация о расходе топлива в контроллере двигателя определяется расчетным путем.

 

На шине CAN также "курсирует" информация о паспорте и техническом состоянии автомобиля. Для получения этой информации необходим специальный прибор (сканер), который подключается к диагностическому разъему ТС. Также указанная информация может быть получена с помощью БСКД (при его наличии на автомобиле).

 

Наличие CAN шины позволяет подключить к БСКД внешний телематический контроллер СКРТ 45, и таким образом обеспечить возможность удаленной диагностики автомобиля, что является HI-END тенденцией в современном автомобилестроении.


Термины

 

Параметр
Физическая величина, характеризующая работу ТС, которая изменяется во времени. Например: часовой расход топлива, координаты, скорость, нагрузка на ось, объем топлива в баке. За определенный период времени Параметр может принять множество значений, которые удобно представить в виде графика или среднего.

Блокировка дифференциала
Блокировка дифференциала - это совокупность технических средств, увеличивающих проходимость транспортного средства при движении на поверхности с различным сцеплением колес по бортам. Дифференциал может быть заблокирован, если это необходимо, обеспечивая работу обоих ведущих колес, даже если одно колесо имеет плохое сцепление с дорожным покрытием, или полноценную работу одного колеса, если сцепление другого с дорогой полностью потеряно. 
Дифференциалы с ручной блокировкой: в обычном режиме дифференциал полностью выполняет свои функции, а при включении механизма - блокируется. В зависимости от производителя механизм блокировки может быть электрическим, вакуумным или пневматическим. Он приводится в действие вмонтированной в приборную панель кнопкой. Дифференциалы с ручной блокировкой не оказывают отрицательного влияния на управляемость автомобиля в обычном режиме, и в то же время обеспечивают максимально эффективную работу колес при блокировке. Многие водители отдают предпочтение таким дифференциалам, так как считают их оптимальным решением.

Бортовой компьютер
Бортовой компьютер - это техническое средство, устанавливаемое на дорогие модели грузовиков и тягачей. Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д. 
На современных ТС бортовой компьютер интегрируется с БСКД или щитком приборов.

ECAS
ECAS - это система электронного управления пневмоподвеской ТС.
Пневматическая подвеска представляет собой резиновые пневматические подушки, установленные вместо пружин (рессор), при этом амортизаторы остаются на привычных местах. Давление в подушках создается компрессором. Управление каждой подушкой осуществляется компьютером через электронный блок клапанов (по два клапана на подушку), а данные о положении подвески считываются через специальные датчики перемещения подрессорной массы. Несмотря на простоту конструкции, пневматическая система подвески обладает выдающимися функциональными возможностями, не ограниченными только защитой перевозимого груза. От других систем подвески она отличается повышенной жесткостью, что обеспечивает повышенное сопротивление крену и, следовательно, исключительную устойчивость автомобиля. Это свойство пневматической подвески может оказаться весьма важным для тех операторов, которые занимаются перевозкой тяжеловесных грузов.

ASR
ASR - это cистема регулирующая (уменьшающая) пробуксовывание ведущих колес при разгоне. Является компонентом ABS/ASR или ESP. При неблагоприятных условиях сцепления колес с дорожной поверхностью по бортам ASR, как и блокировка дифференциала, значительно облегчает трогание ТС с места, разгон и движение в гору.
Принцип действия: ASR работает в автоматическом режиме, то есть без участия водителя. По сигналам колесных датчиков ABS устройство контролирует частоту вращения ведущих колес относительно ведомых. При пробуксовывании ведущих колес производится подтормаживание буксующего колеса и уменьшение частоты вращения вала двигателя. Тем самым приводится в соответствие тяговое усилие с дорожными условиями.
Устройство работает вместе с системой ABS. При неисправности ABS не будет работать и ASR.

ABS
ABS - это антиблокировочная система, которая предназначена для недопущения блокировки ("юза") колёс при экстренном торможении или торможении на скользкой дороге. Если в момент торможения какое-нибудь из колес блокируется или находится на грани блокировки, то датчик частоты вращения этого колеса даст информацию на электронный блок, а он, в свою очередь, примет решение и подаст сигнал на модулятор давления, в результате, давление в тормозной магистрали тормозной камеры снизится и колесо разблокируется. И так колесо будет автоматически затормаживаться и частично растормаживаться, аналогично торможению на скользкой дороге прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.


 

БСКД Т60 используется для контроля массы груза. Он устанавливается в кабину водителя. Для получения данных автомобиль должен быть оборудован датчиками нагрузки на оси GNOM DP (рессорная подвеска) или GNOM DDE (пневматическая подвеска).

После подключения системы водитель видит текущую массу груза. При перегрузке монитор БСКД Т60 выдает сообщение и звуковой сигнал. Оптимальная загрузка машины – это залог ее успешной коммерческой эксплуатации. Перегруз автомобиля – это штраф, а недогруз – потеря прибыли.

БСКД Т60 решает задачи оптимальной загрузки, контроля топлива, электронной диагностики автомобиля.
 

Применение БСКД Т60 с датчиками нагрузки на оси GNOM

 

БСКД Т60 предоставляет:

  • три уровня доступа к данным (водитель/менеджер/установщик);
  • возможность контролировать расход топлива и объем топлива в баке при подключении расходомеров DFM и датчиков уровня топлива DUT-E;
  • контроль нагрузки на оси и массы груза;
  • контроль температуры (на улице/в салоне/в изометрическом кузове);
  • оповещение об экстренных событиях (превышение скорости, низкое/высокое давление масла, перегрев двигателя).





Примеры данных на дисплее БСКД Т60


Примеры данных монитора БСКД Т60

 

Монитор нагрузки на оси БСКД Т60 сохраняет во внутренней памяти параметры работы машины во время движения и суммарные счетчики пройденного пути, израсходованного топлива и др. Счетчики можно обнулить только после введения пароля.


 

Технические характеристики

 
Напряжение питания 10 - 32 В, защита до 100В
Рабочая температура от - 40 до + 60 °С
Ток потребления <200 мА
Степень защиты IP40
Объем памяти даталоггера 690 часов при периоде регистрации 60 сек.
Период регистрации от 5 до 300 сек.
Цифровые интерфейсы CAN 2B, ISO 9141, RS-232
Габариты 102х72х34
ЖКИ-экран 128*64, монохромный с подсветкой




Гарантия
5 лет с даты выпуска.






Полезные ссылки


Руководство по эксплуатации БСКД Т60